Договор займа между физическими лицами

Договор займа

Как составить расписку? Что важно указать в расписке? Нужно ли удостоверять у нотариуса? Является ли расписка документом достаточным для взыскания долга? Как не потерять деньги давая в займы?

На эти и другие вопросы ответят адвокаты по гражданским делам. Звоните.

Что такое договор займа между физическими лицами

Расписка о передаче денежных средств (или иного имущества) одним физическим лиц другому представляет из себя документ, которому Закон придает силу договора займа (пункт 2 статьи 808 ГК РФ), так как в данном случае обязательно необходимо составить соответствующий документ в письменной форме, в котором следует отразить данные о личности заемщика (лицо, которому передается определенная вещь или денежные средства) и заимодавца (лицо, которое передает во временное пользование другому лицу какое-либо имущество или денежные средства), а также идентифицировать имущество (будь то определенная вещь или денежные средства), подлежащее передаче и срок его возврата.

На обязанность заключать такие договора именно в письменной форме также указывал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 01.12.2015 по делу № 12-КГ15-3.

Последствия не оформления письменной формы займа

В случае отсутствия письменной формы договора наступают последствия, предусмотренные частью 1 статьи 162 Гражданского Кодекса Российской Федерации: Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания.

Важные условия договора займа

Как указано в вышеназванном Определении Верховного Суда Российской Федерации, для квалификации отношений сторон как заемных необходимо установить соответствующий характер обязательства, включая достижение между ними соглашения об обязанности заемщика возвратить займодавцу полученные денежные средства.

Таким образом, с целью исключения возможности не двусмысленного толкования условий расписки (договора займа), в ее тексте необходимо отразить все существенные условия, а именно: кто передал денежные средства; кому переданы денежные средства, сумму передаваемых денежных средств, срок возврата денежных средств, порядок и срок ежемесячной выплаты процентов за пользование займа (если таковое условие между сторонами имеется).

Особенности и возможные споры по договору займа

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что имеют место случаи, когда в дальнейшем заемщик (т.е. должник) не возвращает денежные средства, а после обращения заимодавца в суд с иском о принудительном взыскании, должник отказывается от принятых на себя обязательств по возврату денег, поясняя при этом, что расписка в получении денежных средств им не подписывалась (т.е. отказывается от своей подписи, утверждая, что она сфальсифицирована), в связи с чем у суда имеется единственный способ установить принадлежит подпись ответчику (должнику) или нет – назначить судебную почерковедческую экспертизу.

В этом случае на экспертизу необходимо будет представить не только подлинник (оригинал) расписки, но и сравнительные образцы почерка должника, которые суд будет истребовать из всевозможных организаций и учреждений (где работал или учился, проходил обследование, расписывался в получении документов или заработной платы и т.п.) с целью их сравнения с почерком, содержащимся в расписке о займе.

В связи с этим, что бы эксперту было проще сравнить почерк заемщика, содержащийся в иных документах с почерком, имеющимся в тексте расписки, в его (эксперта) распоряжении должно быть как можно больше слов, написанных Вашим должником в договоре займе (расписке).

В связи с этим, настоятельно рекомендуем текст расписки не распечатывать на принтере (оставляя заемщику лишь поставить свою подпись в документе), а заставить заемщика текст расписки от начала (начиная с даты и места, где составляется расписка) и до конца выполнить собственноручно, а под собственноручным текстом поставить свою подпись и полностью расшифровать свою фамилию, имя и отчество.

Нужно ли удостоверять расписку у нотариуса

В соответствии с п. 2 ст. 808 ГК РФ: Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает десять тысяч рублей, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы. Дополнительного удостоверения нотариусом не требуется.

Как вернуть деньги по расписке

Расписка оформленная в письменной форме, позволяющая установить сумму долга, порядок возврата, лиц передающих и принимающих денежные средства или вещи, является достаточным документом, который позволяет в судебном порядке взыскать долг.

Взыскание в судебном порядке осуществляется в случае невозврата денежных средств или вещей в срок, указанный в расписке.

Для взыскания достаточно написать заявление мировому судье о вынесения судебного приказа и приложить оригинал расписки. При этом сумма долга и процентов не должны превышать 500000 рублей. Суд без вызова сторон вынесет судебный приказ, уведомит должника о его вынесении. При отсутствии возражения судебный приказ вступит в законную силу через 10 дней. Судебный приказ будет являться исполнительным листом, который нужно будет предоставить судебному приставу по месту жительства должника.

Судебный приказ вступит в законную силу, если не поступят возражения от должника. Если возражения от должника поступили. То долг взыскивается в исковом производстве.

В случае наличия у должника возражений относительно исполнения судебного приказа, он в течение десяти дней с момента получения судебного приказа вправе подать (в письменной форме) возражения относительно его исполнения. При этом, наличие основания, по которым должник возражает против исполнения судебного приказа указывать не обязательно, так как по смыслу статьи 129 ГПК РФ, действующее законодательство того не требует. В случае же поступления от должника в установленный законом РФ срок (10 дней) возражений относительно исполнения судебного приказа, мировой судья в любом случае отменяет такой судебный акт, после чего разъясняет взыскателю право на предъявление соответствующих требований в порядке искового производства.

Как подготовить заявление на выдачу судебного приказа?

На этот вопрос вы можете найти ответ у адвоката по гражданским делам.

Взыскание долга в исковом производстве

Для взыскания долга в исковом производстве необходимо составить исковое заявление. Описать обстоятельства заключения договора займа и какими документами подтверждается. Приложить к исковому заявлению оригинал долговой расписки и оплатить государственную пошлину. По результату судебного разбирательства суд выносит решение, которое вступает в законную силу в течении месяца, если от должника (ответчика) не поступила жалоба на решение суда.

Как составить исковое заявление?

Как оплатить государственную пошлину?

На эти вопросы вы можете найти ответ у адвоката по гражданским делам.

Звоните прямо сейчас! Чтобы записаться на прием к адвокату звоните сейчас по телефону +7 (960) 477-377-9.

Поделитесь статьей со своими друзьями и знакомыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.