Действия водителя на месте ДТП


Действия водителя на месте ДТПСогласно положениям п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, “дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) – большой стресс. Многие теряют контроль над собой, забывают о том, что нужно делать дальше, паникуют. Давая волю эмоциям, можно упустить важные обстоятельства и детали. Ведите себя корректно и сдержанно. Обязательно имейте в машине ручку или карандаш, листок бумаги. Не лишней окажется и рулетка.

Изучать ПДД на месте аварии будет поздно, а советы посторонних не всегда будут столь грамотны, как бы нам этого хотелось. Именно поэтому в данной ситуации легче придется тому, кто обладает прочными знаниями в юридической стороне вопроса и на психологическом уровне не исключает возможности попадания в дорожно-транспортное происшествие.

Итак, какими знаниями должен обладать водитель, попавший в ДТП?

По правилам дорожного движения (п. 2.5), водитель, ставший участником ДТП, должен твердо знать и выполнять свои обязанности, а именно:
немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м – вне населенных пунктов или на расстоянии обеспечивающим безопасность другим участникам дорожного движения в зависимости от обстоятельств, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать “Скорую медицинскую помощь”, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

Полноценно выполнить эти требования обычно довольно трудно, поэтому доставлять пострадавших в больницу на транспортном средстве, участвовавшем в ДТП, можно только в крайнем случае! А также необходимо оценить возможность транспортировки пострадавших. Если пострадавший жалуется на боли в спине (позвоночнике), ничего не чувствует, потерял сознание, сильные головные боли или повреждение черепной коробки, то в данных случаях транспортировка опасна без специального оборудования. Вы попросту можете причинить потерпевшему смерть. Необходимо подложить под голову мягкий валик, узнать о жалобах потерпевшего и вызвать на место “Скорую помощью”.

Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Если здоровью и жизни людей ничего не угрожает, то первое, что нужно сделать водителю после остановки автомобиля, – это позаботиться о доказательной базе. В первую очередь – о свидетелях. Как показывает опыт, самые лучшие свидетели – это водители следующих за вами автомобилей. Чаще всего они могли видеть ситуацию, приведшую к ДТП, и, что важно, могут адекватно ее оценить. Поэтому постарайтесь запомнить, записать, надиктовать на диктофон номера автомобилей, которые обогнали вас и проехали далее. По номеру автомобиля почти всегда можно установить, кто был за рулем. Но не тратьте на этот процесс слишком много времени. Вам еще нужно охватить своим вниманием свидетелей-пешеходов. Постарайтесь найти людей, которые видели аварию в динамике, а не только ее последствия.
Записать все контактные данные очевидцев происшествия (номера машин, фамилии, адреса, телефоны).

Затем нужно принять меры к сохранению следов ДТП.

Таковыми могут быть тормозные следы, осколки осветительных приборов и (особенно важно!) осыпавшиеся частицы грязи и краски. Именно последнее указывает на место столкновения автомобилей. Стеклянные осколки могут разлететься на довольно значительное расстояние, а грязь обычно осыпается именно на месте столкновения.
Чтобы предотвратить наезд других автомобилей на следы ДТП, установите в нужных местах знак аварийной остановки, запасное колесо, подсобные предметы. Сфотографируйте положение автомобилей (общий план) с четырех разных сторон. Обратите внимание, чтобы были видны тормозные следы, местоположение обломков и осколков, если таковые имеются. Важно зафиксировать положение автомобилей относительно проезжей части: как далеко они от тротуара, и каким образом ориентированы.Не забудьте снять дорожные знаки, положение светофоров и т. п.

Далее займитесь крупными планами.

Снимите повреждения автомобилей, осколки и обломки (лучше поместить в кадр какой-нибудь предмет для масштаба), место, где осыпалась грязь и частицы краски, положение передних колес, рычагов управления, световых приборов, разбитых лампочек, показание спидометра, места подтекания жидкостей. Не стоит жалеть кадров, снимайте с разных ракурсов и с различного расстояния.

Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т. д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначьте первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.

Правила дорожного движения обязывают водителя освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом потребуется зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, причем таким образом, чтобы картина ДТП не была искажена. Ошибки водителя при выполнении этого требования могут быть расценены как попытка исказить картину происшествия. Поэтому самостоятельно, без разрешения сотрудника ГИБДД, освобождать проезжую часть не стоит, если для того нет веских причин.

Европротокол. Стоит ли выполнять его предписания?

В п. 2.6 Правил дорожного движения РФ, регламентирующем действия водителей после ДТП, указано: “…если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия”. Кроме того, Правила ОСАГО требуют от участников происшествия составлять схему в извещении о ДТП, впоследствии представляемом в страховую компанию.

Однако в настоящее время подавляющее большинство водителей транспортных средств не знают, каким образом нужно составлять схему ДТП, что необходимо на ней зафиксировать, чтобы объективно отобразить сложившуюся дорожную обстановку. Эта проблема становится еще более актуальной в связи с принятием Госдумой РФ Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности…”, который предусматривает в определенных случаях составление всех необходимых для получения страхового возмещения документов самими участниками ДТП, без участия уполномоченных на то сотрудников милиции.

Я не рекомендую пользоваться данными правилами, т.к. после их выполнения может возникнуть очень много “НО”, “Если-то-иначе”, т.е. условностей которые в дальнейшем могут быть признаны не соответствующими “Европейскому протоколу” и не компенсируют расходы по восстановлению транспортного средства.

Если вы расходитесь в оценке виновности с вашим оппонентом, кто-либо из участников ДТП не согласен с составленной схемой, необходимо:
Сообщить о дорожном происшествии в ГИБДД (позвонить 02) и ждать прибытия сотрудников Госавтоинспекции.

Оставшееся время нужно посвятить подготовке к встрече с автоинспектором. Попытайтесь самостоятельно установить причину происшествия и определить, кто является виновником, – вы или другой участник ДТП. Для этого у вас в автомобиле всегда должны лежать Правила дорожного движения – тогда вам останется только отыскать соответствующие пункты, на которые вы и будете ссылаться при общении с сотрудниками ГИБДД.

Прибывший сотрудник милиции должен оформить ряд документов: протокол об административном правонарушении (если установлены признаки нарушения ПДД); протокол осмотра места происшествия; схему ДТП как приложение к протоколу; описание механических повреждений транспортных средств; объяснения участников и свидетелей ДТП. Если вы – потерпевшая сторона, можете требовать копию протокола. Если вы – виновник, инспектор вручит вам копию под расписку. Если при аварии есть пострадавшие, обязательно составляется акт медицинского освидетельствования участников происшествия на предмет наличия наркотического или алкогольного опьянения.

Записать данные – Ф.И.О., звание сотрудника ДПС, оформляющего ДТП, наименование и адрес подразделения ГИБДД. Получить справку у сотрудника ДПС об участии в ДТП, при этом проверить правильность записей в ней о повреждениях вашего автомобиля, проследить за тем, чтобы в справке были отражены все повреждения до мельчайших подробностей, которые получил ваш автомобиль при ДТП, а также, чтобы было указано на возможные скрытые дефекты вашего ТС.

Таким образом вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Требовать от сотрудников ГИБДД точности замеров при составлении схемы ДТП и детального описания места ДТП, в том числе тип и состояние дорожного полотна, освещенность, условия обзорности. Если вы считаете, что причиной аварии стало состояние дорожного полотна (гололед, ямы, недостаточное освещение), отразите этот факт в объяснении. В этом случае сотрудник милиции должен вызвать на место происшествия представителя дорожной службы, в чьем ведении находится данная дорога, для составления протокола.

Все документы (за исключением объяснений других участников и очевидцев ДТП) должны быть написаны в вашем присутствии и при вашем непосредственном участии. Вы имеете право делать замечания, уточнять формулировки и указывать на важные, с вашей точки зрения, обстоятельства. Требовать занесения их в документы.

Не допускать в каких бы то ни было документах формулировки «нарушитель» в отношении вас. Не подписывать пустые листы, не оставлять свободных арок в протоколе, не использовать карандаш при заполнении документов. Оставшиеся в документах пустоты должны быть заполнены традиционной буквой Z, дабы никто не дописал лишнего.

Если вы не согласны с описанием места происшествия или со схемой ДТП, которые сделал сотрудник ГИБДД, – напишите в протоколе свои замечания или просто напишите «Не согласен» и распишитесь. При этом необходимо собственноручно написать подробное объяснение и отразить в нем все имеющиеся возражения.

В крайнем случае, если чувствуете, что вы в шоковом состоянии, лучше не давать показаний. В протокол следует внести заметку: «Показания не даю, нахожусь в стрессовом состоянии, показания дам позже».

Если ДТП серьезное, а его обстоятельства могут быть истолкованы не в вашу пользу, есть смысл сразу же вызвать на место происшествия своего адвоката (если он у вас есть), а также представителя страховой компании.

К счастью, подавляющее большинство ДТП, особенно в населенных пунктах, обходится без пострадавших. Если разногласий между участниками нет и повреждения у машин незначительные, то водители пробуют договориться друг с другом «на месте», чтобы не ждать инспектора и страховых агентов. Тут все просто: называется сумма компенсации, если она устраивает обоих, деньги переходят из рук в руки, и машины разъезжаются. Однако будьте осторожны. Договорившись, лучше всего попросить расписку с вашего оппонента о том, что он претензий к вам более не имеет.

Вариант «расплатиться на месте» хорош, если ущерб минимальный – на тысячу-две рублей. Ведь, если вы воспользуетесь страховкой, вам эту тысячу, конечно, компенсируют. Однако стоимость страховки для вас в последующие несколько лет возрастет, независимо от того, смените вы страховую компанию или нет.

Отдельный вопрос – действия при так называемой «подставе». Советуем в протоколе указать, что вы считаете, что авария была инициирована умышленно. Обязательно обратитесь к аварийному комиссару, ведь страховые компании заинтересованы в том, чтобы не потерять деньги, и у них есть специальные отделы расследования ДТП, которые уже не раз сталкивались с подобными случаями.

Если вам угрожает второй участник ДТП, запритесь в машине, старайтесь привлечь внимание, включите сигнализацию, звоните знакомым.

Итак, протоколы и извещения о ДТП заполнены, вы своим ходом либо на эвакуаторе благополучно добрались до дома. Что дальше?

Дальше материалы ДТП анализируют в группе разбора ГАИ и после дополнительной проверки принимают решение. Ждать вам придется недолго Если авария без жертв, решение должно быть вынесено в течение 15 дней. Затем участникам аварии дается на размышление еще 10 дней, в течение которых они, если не согласны, могут пожаловаться в вышестоящую инстанцию или в суд. В таком случае последнее слово скажет судья.

Практика показывает, что чаще всего вердикт, вынесенный группой разбора, и в суде остается без изменения. Однако исключения, когда суд вставал на сторону автовладельца, подтверждают правило: если с решением вы не согласны, идите смело в суд.

Иная картина, если в ДТП пострадали люди.

В этом случае делом займется следователь, который и решит: отказать в возбуждении уголовного дела или возбудить его. На принятие решения следователю закон отпускает 10 суток со дня поступления дела в отдел ГАИ.

Разумеется, все перечисленное – лишь схема, но ее вполне достаточно, чтобы не растеряться в первое время после ДТП.
Удачи на дорогах! Берегите себя!